Как справиться с нервами на экзамене

Экзамены вызывают стресс, но стресс – это не обязательно отрицательное состояние.

Ваш интеллект при стрессе обострён, вот почему студенты способны так много сделать за короткое время экзамена. Исследование показывает : вы будете действовать лучше , если отнесетесь к стрессу как к чему-то положительному , а на экзамен посмотрите ,как на прекрасную возможность проявить свои способности ,а не как на способ уличить вас в незнании.

  • Сильное беспокойство можно снизить хорошей подготовкой и основательным повторением , чтобы почувствовать себя уверенно.
  • Убедитесь , что вы точно знаете :когда и где будет проходить экзамен ; сколько он будет длиться ; сколько будет вопросов; какие возможности выбора у вас будут; каковы условия экзамена и что вам делать , если вы захотите выйти в туалет или у вас возникнет какая-то проблема во время экзамена (сломается калькулятор).
  • Полезно заранее узнать у преподавателя критерии ,по которым будет оцениваться экзамен .За все ли вопросы будут ставить равные баллы? Какой процент от общей оценки составляет оценка за ответ на один вопрос? Что будет, если вы заболеете или если провалите экзамен?
  • Ваше волнение спадет, если первые 10 минут экзамена вы потратите на планирование работы во время экзамена, а затем будете придерживаться своего плана. Это избавит вас от перескакивания с одного вопроса на другой или наоборот – от задержки на чем-то одном , что иногда значительно увеличивает напряжение.
  • Устройтесь удобно, насколько это возможно на экзамене: имейте достаточно носовых платков, оденьтесь в удобную одежду (чтобы не было ни холодно, ни жарко)
  • Позаботьтесь о том ,что вам делать до экзамена : попытайтесь избежать употребления алкоголя( экзамены и похмелье – не совместимы); нужно избежать переутомления (стоит ли засиживаться допоздна).Делайте физические упражнения (пройдите пешком до места экзамена).
  • Избегайте повторения в последний момент : беспокойство ,создаваемое «поверхностным обучением» (т.е.запоминанием фактов), может заблокировать «глубокое погружение»( т. е. понимание принципов и концепций), что может оказаться очень важным, особенно на выпускных экзаменах.

Подумайте заранее, что вы будете делать, если войдёте в режим паники. Варианты могут быть такие:

  • остановитесь, закройте глаза и вдохните,посчитайте до шести, и на выходе – считайте до шести, и так 10 раз
  • остановитесь, перечитайте вопрос и кратко запишите карандашом любые идеи, какие придут вам в голову, затем выстройте их в каком-нибудь порядке
  • остановитесь и перейдите к другому вопросу. Вернётесь к вопросу, с которы возникли трудности, позднее
  • остановитесь и отвечайте на вопрос ,на который вы можете ответить, чтобы почувствовать «успех за поясом».

Какой бы выбор вы ни сделали, все варианты включают это – «остановите то, что вы сейчас делаете», и только затем решайте, что делать дальше.

  • Некоторые люди после экзамена любят обмениваться своими впечатлениями, они считают, что их рассказ об экзамене снижает общее напряжение. Полезно знать: большинство людей испытывают нервозность на экзаменах, и обсуждение экзамена с другими может помочь снять напряженность. Но известно и то, что такое обсуждение кого-то, наоборот, заставит больше нервничать. Если это относится к вам, избегайте обсуждения и уйдите куда-нибудь после экзамена.

Техники сдачи экзамена

  • На экзамен следует приходить с большим запасом времени. Позднее появление уменьшает время экзамена и может вызвать у вас нервозность. Когда вы придете, подумайте , что для вас лучше – поболтать с другими студентами или подождать снаружи. Если общение со студентами заставляет вас нервничать, лучше подождать снаружи до тех пор , пока не подойдёт ваша очередь войти в экзаменационную комнату.
  • Заранее составьте список того, что вам нужно взять на экзамен( например: калькулятор, дополнительные батарейки, ручки, карандаши и т.д.).Если в процессе экзамена вы обнаружите, что нет какого-то важного предмета, то это может вызвать у вас панику. Заблаговременно узнайте, что вам разрешается взять на экзамен.
  • Потратьте пять минут на чтение экзаменационного задания, чтобы решить, на какие вопросы и в каком порядке вам лучше отвечать. Уточните инструкции, чтобы знать точное число вопросов, на которые надо ответить. Например:  если вы ответите только на три вопроса вместо четырёх, то вы автоматически теряете 25%.
  • Что означают эти вопросы? Подчеркните лючевые слова в каждом вопросе, чтобы точно определить, в чём смысл вопроса. Например:
  • Сравните( противопоставьте) – это задание предполагает, что нужно рассмотреть два и более аспекта, связанных с предметом вашего задания.
  • Оцените – это предполагает критический анализ или вынесение суждений.
  • Проанализируйте: предполагают выяснение – почему? А ответ на вопрос «почему?» подразумевает рассмотрение, как минимум, двух факторов, лежащих в основе чего-либо.
  • Объясните – это означает, что необходимо выстроить элементы какого- то процесса, или аргументацию, или аспекты темы в логическом порядке. Общераспространённая причина получения низких оценок : экзаменуемый не отвечает на поставленный вопрос . Вы не получите зачёт за ответ, который не соответствует вопросу , каким бы отличным ваш ответ на «не тот вопрос» ни был. Легко перепутать смысл вещей , если вы нервничаете , полезно перефразировать вопрос своими словами и постоянно обращаться к нему, когда вы отвечаете.
  • Старайтесь избегать вопросов, которые содержат в себе хотя бы одно слово или фразу, которые вы не понимаете. Если вы неправильно истолкуете значение неизвестного слова, то можете получить низкий балл за весь экзамен.
  • Решите, сколько времени вы сможете уделить каждому вопросу, затем придерживайтесь этого. Оставьте 10 минут для проверки. Если вы превышаете отведенное на вопросы время, сделайте краткие записи главных положений, которые вам всё-таки нужно включить в ответ, пока они свежи в вашей голове, и переходите к следующему вопросу. Если у вас будет время, вы сможете вернуться к недостаточно полному ответу на вопрос.
  • Пишите чётко! Образцовый ответ не получит никакой оценки, если экзаменатор не сможет прочесть ваш текст. На экзаменаторов очень влияет то, насколько хорошо работа оформлена ( представьте: экзаменатору надо оценить 100 экзаменационных работ). Убедитесь, что вы правильно поставили номера ваших ответов ,особенно, если вы даете ответы не в строгой последовательности.
  • В университете или колледже ожидается, что ваши ответы покажут чёткое понимание предмета. Избегайте необоснованных выводов, включайте доказательства, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если вас специально об этом не спрашивают, всё равно помните: от вас ждут не вашего личного ответа, а доказательств, полученных через исследование или найденных в литературе по предмету.