Методика определения направленности личности – на достижене успеха/ избегание неудачи ( А.А. Реан )
Методика А. А . Реан
Ф.И.О.: _______________________ | Дата: ______________ |
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений. Прочитайте их и оцените, насколько каждое из них соответствует вашему представлению о себе. Отметьте в бланке свой выбор: «да» — совпадает, «нет» — не совпадает. При этом выбор «да» включает в себя также ответ «скорее да, чем нет», а выбор «нет» включает «скорее нет, чем да».
Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, чаще всего является наиболее точным.
№ п/п |
Утверждение | Соответствует | |
да | нет | ||
1 | Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех | ||
2 | В деятельности я активен | ||
3 | Я склонен к проявлению инициативности | ||
4 | Если необходимо выполнить ответственное задание, я по возможности стараюсь найти причины отказаться от него | ||
5 | Я часто выбираю крайности: либо слишком легкие задания, либо нереально трудные | ||
6 | При встрече с препятствиями в большинстве случаев не отступаю, а ищу способы их преодоления | ||
7 | При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов | ||
8 | Продуктивность моей деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля | ||
9 | При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается | ||
10 | Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели | ||
11 | Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу | ||
12 | Если рискую, то, скорее, с умом, а не бесшабашно | ||
13 | Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль | ||
14 | Я предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие | ||
15 | В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается | ||
16 | При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач | ||
17 | Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время | ||
18 | При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное | ||
19 | В случае неудачи при выполнении чего-либо — от поставленной цели я чаще всего не отказываюсь | ||
20 | Если задание выбрал себе сам, то при неудаче его притягательность для меня еще больше возрастает |
Ключ к опроснику
Выбор «да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.
Выбор «нет»: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
Обработка результатов и критерии оценки
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем подсчитывается общее количество набранных баллов.
Интерпретация количественных показателей:
- от 1 до 7 баллов — преобладает мотивация к избеганию неудачи (ее боязнь);
- от 14 до 20 — превалирует мотивация к достижению успеха (надежда на успех);
- от 8 до 13 — мотивационный полюс ярко не выражен (8 или 9 — есть тенденция к избеганию неудачи;
- 12 или 13 — есть тенденция к достижению успеха).
Направленность на достижение успеха относится к позитивной мотивации: принимаясь за дело, человек стремится к достижению цели, созиданию, надеется получить позитивные результаты. В основе его активности лежит потребность в достижении высоких результатов и на основании этого — высокой самооценки. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных задач.
Направленность на избегание неудачи относится к негативной мотивации: деятельность человека связана с потребностью избежать провала, наказания, порицания, срыва. Его активность определяется воздействием негативных ожиданий. Принимаясь за дело, такой человек заранее боится возможной неудачи, поэтому больше думает о том, как ее избежать, а не о способах достижения успеха. Такие люди обычно не уверены в своих силах, отличаются повышенной тревожностью, что, впрочем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу. Они стараются избегать ответственных заданий, а при возникновении подобной необходимости у них возрастает ситуативная тревожность (вплоть до развития состояния паники).